Главная » Статьи » Мои статьи

Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся старших классов как средство самореализации и самоопределения.

Текст приводится с сокращениями, полный вариант - в приложенном документе.

В условиях модернизации образования особую актуальность приобретает личностно - ориентированный подход в образовании, который подразумевает нацеленность на развитие личности, реализацию ее запросов, интересов в социуме, подверженном постоянным изменениям. Приоритетной ценностью системы образования становится предоставление ребенку возможности свободного выбора, индивидуального самовыражения и подготовка человека, способного к непрерывному образованию.

Объективная обусловленность модернизации образования в гимназии предопределяется изменением социального заказа со стороны государства и социума. Возникли противоречия между:

- традиционной организацией образовательного процесса и реализацией задач, определенных стратегией модернизации образования;

- перегрузкой содержанием учебных программ для соответствия образовательно-воспитательных компетенций выпускника современным требованиям, овладение которыми рассматривается, как способность человека реализовать свои замыслы в условиях информационно-коммуникативного пространства и здоровьесберегающими технологиями.

Решение возникших противоречий  мы видим в переходе на индивидуальные учебные планы (ИУП) и, как следствие, индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) на старшей ступени образования.

В гимназии сложились организационно-педагогические условия для  использования  индивидуальных образовательных программ, обеспечивающих высокое качество индивидуальной подготовки.

К их числу можно отнести:

  • наличие психолого - валеологической службы
  • высокий профессионализм педагогического коллектива 
  • широкий спектр реализуемых образовательных программ спецкурсов 
  • наличие социальных партнеров
  • техническая оснащенность школы

Таким образом, педагогическая среда нашей гимназии характеризуется большими ресурсами содержания образования.  Школьный компонент представляет гибкую, открытую систему, формирующуюся на основе «сопряжения» личностного опыта ученика и профессионально-личностного опыта учителя. Это дает широкие возможности выбора учащимся спецкурсов, групповых занятий, факультативов, вплоть до индивидуальных (совместно с руководителем — учителем или преподавателем вуза) исследовательских проектов учащихся.

Под  ИУП понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базового учебного плана. Индивидуальный учебный план выстраивается на основе базисного учебного плана 2004 года на третьей ступени обучения. Существенное увеличение школьного компонента позволяет  гимназии осуществлять вариативное  обучение.

Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются:

  • федеральный Закон «Об образовании», который указывает, что «…Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения …. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта … регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п.1 ст. 50);

  • концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования;

  • федеральный Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312);

  • локальные акты гимназии.

 Мы считаем, что индивидуальный учебный план выполняет несколько функций:

  • фиксирует совокупность учебных предметов (базовых, профильных, элективных), выбранных для освоения обучающимся и часы на их освоение.
  • определяет направление обучающегося, 
  • определяет конкретный образовательный результат, который должен достичь  ИУП позволяет старшему школьнику самоопределиться. 

  

Схема 2. Функции индивидуального учебного плана


Основными идеями проектирования учебных планов являются следующие:

1. Сохранение и развитие вариативной системы общего образования на разных уровнях: национально-региональном, школьном и индивидуальном.

Реализация этой идеи предполагает введение профильного обучения на старшей ступени школы, дифференциацию образования на всех ступенях обучения путем сокращения инвариантного ядра содержания образования.

2. Реальная разгрузка школьников.

Учебный план предусматривает сокращение инвариантной составляющей аудиторной и обязательной домашней учебной нагрузок школьников.

3. Усиление интегративного подхода в организации учебного процесса.

Интеграцию содержания образования осуществляется путем введения интегрированных учебных курсов.

4. Усиление практической направленности образовательного процесса.

Для этого в учебный план должны быть включены различного рода практикумы, предусмотрены интерактивные и групповые формы работы.

5. Увеличение доли самостоятельной работы школьников.

Реализация этой идеи ведет к уменьшению доли обязательных часов в учебном плане по мере продвижения школьников к старшим ступеням образования, увеличению времени на самостоятельную работу (реферерирование, проектирование, исследовательскую и экспериментальную деятельности).

7. Повышение информационной компетентности учащихся.

С этой целью не менее 15 % учебных занятий  проводяться с активным использованием информационных технологий.

Обучающимся  старшей ступени предоставляется возможность выбора содержания вариативной части учебного плана, степени сложности учебных  задач и темпа освоения учебного материала. Мы считаем, что такой подход будет основой для формирования новой стратегии развития гимназии, а так же позволит сконцентрировать творческую деятельность учителей по достижению основной цели гимназии – создание оптимальных условий для доступности качественного образования, развития личности обучающихся в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями, их успешной социализации.

Количество предлагаемых на выбор учащихся спецкурсов зависит от:

  • социального заказа учащихся и их родителей;
  • квалификации кадров; 
  • технического оснащения школы (наличия необходимого количества оборудованных кабинетов, обеспечения образовательного процесса материалами, инструментами, реактивами и др.); 
  • соответствия количества обучающихся в школе ее проектным возможностям (т.е. наличия или отсутствия второй смены); 
  • умения завуча составить расписание, исходя из базисного учебного плана, но с учетом образовательных маршрутов сформированных групп учащихся. 

В этом учебном году у наших старшеклассников был непростой  выбор между 34 спецкурсами по 10 предметам.

Правильно составить ИУП ученику поможет портфолио, который  рассматривается как инструмент собственной успешности и собирается им с первого класса.

Механизм контроля  выполнения ИУП:

  1. В зачетной книжке обучающегося фиксируется еженедельная нагрузка, текущее выполнение ИУП, промежуточные , итоговые и экзаменационные оценки .
  2. Классные руководители контролируют заполнение зачетных книжек и предоставляют отчет о выполнении ИУП в учебную часть в конце каждой четверти.
  3. Заместитель директора по УВР на основании анализа выполнения ИУП контролирует выполнение учебного плана гимназии.

После того, как составлен индивидуальный учебный план может проектироваться индивидуальная образовательная программа (ИОП).

Соответственно ИОП – это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующая образовательные цели и результаты.

Предлагаемый подход к организации образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной программы является результатом исследования проблем школьного образования авторским коллективом под руководством А.П.Тряпицыной.

Разработка образовательных программ привела к осознанию чрезвычайно важной идеи о том, что стандарт образования может быть достигнут различными путями, выбор пути зависит от особенностей конкретного обучающегося, а сама образовательная программа, обозначая индивидуальный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательных результатов; разработки и реализации необходимых видов педагогической помощи ученику.

Образовательная программа должна:

  • соответствовать социальному заказу;

  • обеспечивать возможность достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа; соответствовать образовательным стандартам; способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся;

  • способствовать интеграции содержания образования различных образовательных областей;

  • стимулировать использование более эффективных образовательных технологий;

  • соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям школы;

  • способствовать развитию обучающегося.

Проектирование индивидуальной образовательной программы осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество. 

ИОП выполняет функцию нормативную, информационную, мотивационную, организационную, и функцию самоопределения.

 

Схема 3. Функции индивидуальной образовательной программы

Очевидно, что индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации ИУП и ИОП.  Это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Мы согласны с мнением Ю.В.Громыко, президента Московской академии  развития образования и культуры, что под индивидуальным образовательным маршрутом понимается совокупность гимназического и дополнительного образования, выбираемого учеником и его самообразования.

Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач.

Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Таким образом, можно утверждать, что индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности» и, наконец, индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Таким образом, реализация индивидуального образовательного маршрута направлена на самоопределение личности старшего школьника.

Выбор ИОМ определяется индивидуально-типологическими особенностями личности ученика:

а) познавательными интересами;

б) «успешностью» учебной деятельности;

в) проф.мечтами

Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения. Составляется временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.

По мере прохождения  индивидуального образовательного маршрута возможна корректировка.

Она производится тьютором (классным руководителем) и доводится до сведения администрации школы и родителей.

В обязанности тьютора  входят:

  • оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение; 
  • выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута; 
  • контакты с местами прохождения практики (местами выполнения учебных модулей, расположенных вне школы); 
  • регулярные встречи с учеником, обсуждение прохождения индивидуального образовательного маршрута (рекомендуется выделить для таких встреч один час в неделю); 
  • корректировка образовательного маршрута; 
  • контакты с родителями ученика; 
  • оформление результатов аттестации ученика (внесение оценок и другой информации о достижениях в школьную документацию).

Недостатки и пути их решения:

1. Программы части спецкурсов нуждаются в доработке;

2. Необходимо пересмотреть тематику спецкурсов по математике, русскому языку и истории;

3. Регулярно проводить презентацию спецкурсов для 9 классов;

4.  Заключение договоров о сотрудничестве с другими ВУЗами для расширения ИОМ обучающихся;

5. Необходимо пересмотреть систему зачетов по итогам прохождения спецкурсов (зачет  результатов курсов в ВУЗах).      

Работа над этой темой «ИОМ обучающихся старших классов» наглядно показала, что изменения учащихся заставляют изменяться и учителя. Поэтому мы разработали карту образовательных запросов педагогов, которая поможет и им выстраивать верно свой образовательный маршрут.

Это позволит повысить и профессионализм педагогического коллектива, перед которым станет необходимость в большей мере освоения таких педагогических технологий как научно-исследовательская, проектная, модульная информационно-аналитическая. Все это приведет к улучшению качества образования и решит проблему хронической перегрузки обучающихся, будет способствовать личностным изменениям всех участников образовательного процесса.

СКАЧАТЬ:

Индивидуальный образовательный маршрут.docx (60 кб)

Категория: Мои статьи | Добавил: Lana (03.11.2012)
Просмотров: 10886 | Рейтинг: 4.6/22
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: